Про ферзевый гамбит, книгу начинающего шахматиста и мастер-класс Гарри Каспарова

Вадим Бугаев
3 min readNov 10, 2020

--

Шахматы не всегда состязание. Шахматы могут быть искусством

Просмотр мини-сериала “Ход королевы / Ферзевый гамбит” пробудил интерес к игре в шахматы. От многих, кто посмотрел, слышал что-то подобное. Подозреваю все дело в том, что режиссер очень внимательно и ответственно подошел к воссозданию атмосферы шахматных поединков 😉

“Ход королевы” прекрасен вниманием к деталям, игрой актеров, визуальными решениями и саундтреком. Но вот что меня поразило более всего, так это воссоздание атмосферы шахматных поединков. Смотрел, всматривался и …пересматривал. Пожалуй, откликнусь на финальный призыв и сыграю партию 😉

Как оказалось, то время что я когда уделял игре, никуда не ушло. И по мере приближения к финалу сериала, который я волею случая смотрел за один подход, в памяти всплывал тот или иной эпизод моих поединков.

И по завершении просмотра я запустил одно из стандартных приложений на макбуке и погрузился в игру (да, я когда-то тоже был очень удивлен, что вместо косынок, сапера и пасьянса, на моем макбуке были предустановлены шахматы — и замечу, что у них весьма продуманный набор опций для начинающего шахматиста)

Впрочем, до погружения дело не дошло. Едва начав играть я понял, что мало что помню. Ну да, как ходят фигуры и кое-какие начальные детали еще сохранились в памяти. Но вот что делать дальше? Потому я решил вернуться к началу и обратился к …учебнику

Точнее к тому учебнику, который более 30 лет назад пробудил мой интерес к Игре. Правда, тогда я его так и не прочитал. Предпочитал учиться на практике. Зато вот теперь наверстываю. Да, речь о книге Григория ЛевенфишаКнига начинающего шахматиста”. В прошлом году ее переиздала Альпина. Ну а тот оригинал у меня, увы, не сохранился.

И вот погружаясь в чтение книги понимаю, что без разбора партий нет роста. А мои тогдашние успехи и провалы определялись исключительно моей памятью (и удачей, конечно). Просто тогда мне легко было удерживать в голове доску, расстановку фигур, удачные комбинации. А сейчас…

Вообщем, сейчас все иначе. Не легко, но интересно 😉

Шахматное зрение, память, умение концентрировать все свое внимание на процессе борьбы, знание доски, ясное представление в уме фигур на доске после предполагаемых ближайших ходов — способности, которые следует развивать начинающим шахматистам. Правильная тренировка может дать весьма благоприятные результаты. Но шахматы — не только спорт. Они находятся на грани между искусством и спортом. Имеются в шахматах творческие элементы. Речь идет о комбинационном зрении и связанной с ним фантазии.

PS

Читал, что создатели сериала обращались за консультациями к Гарри Каспарову, чтобы достоверно передать атмосферу шахматных турниров.

«Сериал максимально приближен к аутентичной атмосфере шахматных турниров, — успокоил потенциальных зрителей Каспаров в комментарии New York Times. — Поверьте, это настолько реалистично, насколько возможно». Гарри Кимович осмотрел позиции, которые предоставили ему сценаристы, и лично разработал ходы для наиболее важных по сюжету партий.

Вот и я тоже обратился к Гарри Кимовичу — решил для продолжения своего обучения посмотреть его мастер-класс. Однако, мой английский не так хорош. И потому я жду возможности посмотреть перевод от клуба “Перевод всем”

Присоединяйтесь, если вам тоже интересна такая возможность

Что еще прочитать

--

--

Вадим Бугаев

Субъективные заметки профессионального любителя